сети

ДИЗАЙН - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ В БИЗНЕСЕ

“нравится”, “не нравится” не критерии оценки дизайна

Маркетинговое агентство полного цикла основано в 1992 году.
Мы занимаемся стратегическим
маркетингом, развитием бренда
для различных отраслей бизнеса,
креативным дизайном.

ЕСТЬ ЧТО СПРОСИТЬ?

ответим на Ваши вопросы
в течении одного рабочего дня

отправляя сообщение Вы соглашаетесь
на обработку персональных данных

Блог редактора

Что такое «хороший» дизайн?

 Как менеджеру выбрать дизайнера?

Для начала, «хороший» или «плохой» качества субъективной оценки. Нет хорошего или плохого для всех. Мне бы хотелось говорить не «хорошести», а об адекватности. Но, переучивать аудиторию занятие неблагодарное. «Не учи ученого…» Поэтому о хорошем и плохом дизайне.

Размышлений на эту тему в сети огромное количество. Пишут все – профессионалы, полупрофессионалы и полностью непрофессионалы. Естественно, общее среднее – мутный понос. Если попробовать извлечь из массы текстов рациональное зерно получаем два варианта.

Первый вариант, дизайн – высокое искусство. Близкое к живописи или скульптуре. Не каждый смертный способен это понять. Дизайн доступен только избранным, полубогам. И только дизайнеры-полубоги способны почувствовать (именно почувствовать), и оценить дизайн. Весь попарт и перформанс прячется за полу божественной откровенностью автора.

Как правило, за этим мнением скрывается дикий непрофессионализм. Поскольку критерии оценки отсутствуют полностью. Единственный критерий – нравится ли мое полу божественное творение другим полубогам. Мнение плебеев, т.е. большей части потребителей, игнорируется. И если, вы не поняли моего таланта (не способны понять), вы принадлежите к этой категории. В силу определенных психологических барьеров заказчики не часто готовы примерить на себя такую роль. Поэтому делают вид, что тоже чувствуют волшебные флюиды и принадлежат к избранным. В такую игру можно играть бесконечно.

Первый вариант приводит к формированию замкнутой низко профессиональной высоко амбициозной среды дизайнеров, претендующих на формирование высокой моды.

Второй вариант, дизайн – инструмент продаж. Хороший дизайн доложен продавать! И здесь появляются ясные экономические (капиталистические) критерии оценки качества дизайна. Деньги! Или штуки (единицы продукции), что в конечном итоге все равно – деньги.

Возможно, критерий не вполне профессиональный, но он есть. И это уже дает некоторую объективизацию оценки дизайна. Мы уходим от «нравится – не нравится». Более объективная оценка способна убеждать. Правда, не всегда. Дизайн мы получаем сегодня, а результаты продаж – завтра. Это минус. Второй минус – мы отдаем оценку дизайна тому самому большинству потребителей, которых игнорировали в первом варианте. Как показывает опыт, большинство часто ошибается.

Тем не менее, лозунг Стива Джобса «дизайн должен работать» (соответственно, зарабатывать) – это большой шаг от волюнтаристского попарта к объективной материии, данной нам в ощущение. Прощу прощенья за цитату одного из основателей.

Ни один из предлагаемых методов не связан с профессиональной оценкой деятельности дизайнера. Отсутствуют профессиональные критерии оценки. Начнем с самого дизайна. Что это такое и из чего он состоит. Потом попробуем понять, «что такое хорошо» в дизайне.

Изначально дизайн (design) – процесс проектирования. Процесс этот основан на определенных принципах. Соответствие принципам – критерии оценки профессионального дизайна.

  • Первый принцип дизайна – иерархия. Дизайн – это рассказ другим людям о чем-то. В любом литературном произведении есть главный герой, есть второстепенные герои и есть общий фон. В дизайне должен быть главный герой. На главного героя направлены все прожекторы – акценты. Цвет, форма, размер, яркость. В динамическом дизайне еще и скорость изменений. Мимо главного героя невозможно пройти. Это первое, что видит зритель. Обратите внимание на построение кадра в голливудских фильмах. А вы знали, что все ключевые кадры фильма нарисованы дизайнером еще до начала съемок?


Дизайнер выбирает главного героя и строит движение зрителя от главного к второстепенному. Это движение формирует интерес. Интерес фиксирует внимание зрителя. Зритель, возможно не зная всех правил, включается в игру. Как котенок с бантиком. Зрителю интересно. Важно, чтобы интересно было и самому дизайнеру, дергающему за бумажный бантик. Тогда игра с котенком получается.

Проверить дизайн на соответствие этому критерию легко. Возьмите линейку и измерьте элементы дизайна. Уверен, что первым вы померяете главного героя. Чаще всего иерархия связана именно с размером. Глядя на египетские письмена вы в первую очередь видите фараона и понимаете кто здесь главный.

Все принципы базируются на психологии. Зрение крупных млекопитающих построено таким образом, что мы выделяем из общей панорамы крупные элементы и обращаем на них пристальное внимание. Крупное – значит ближе к нам. быстрее возможен контакт. Крупное – значит более потенциальное. Можно больше съесть или, наоборот, оно может быстрее съесть меня. Крупное – значит более таинственное. В нем или за ним многое скрывается. Грамотный дизайн не борется с психологией, а учитывает ее.

Итак, мы получили первый ясный, измеряемый и проверяемый критерий оценки дизайна – наличие иерархии. Изображения должны быть разного размера. Разделение на главное второстепенное, третьестепенное должно ясно присутствовать. Это необходимое условие профессионализма. Но этого далеко не достаточно.

  • Второй принцип дизайна – пропорциональность. Пропорции – это соотношения различных элементов дизайна, соизмеримость частей целого. Пропорции – гармоничное сочетание элементов. Психологически мы склонны воспринимать пропорциональные сочетания как красивые. Запомните: красота – это пропорции!


Вам нравится девушка (юноша), щенок или цветок. Нравится потому, что он пропорционален. Это разные пропорции. Но они есть. Только пропорциональные предметы воспринимаются человеческим мозгом как красивые. Чем меньше соблюдаются принципы пропорций, тем безобразней кажется предмет. Эволюция с помощью естественного отбора, ориентирует мир на выживание красивого (пропорционального).

 

Пропорции, позитивно воспринимаемые человеческим мозгом, вычислены довольно давно: Золотое сечение, числа Фибоначчи, антропоцентризм Леонардо Давинчи, модулор Ле Корбьюзье…  Отличная возможность проверить гармонию алгеброй. Берете элементы дизайна, измеряете, вычисляете соотношения и сверяете с одной из существующих пропорциональных систем.

Например, сочетание сторон прямоугольника 3 к 5 гармонично (числа Фибоначчи). Прямоугольная комната со сторонами стен, соответствующая этим пропорциям, воспринимается как гармоничная, в такой комнате приятно находиться. Если пропорции нарушены, нам становится не комфортно. Пространство как будто давит на нас.

Конечно, дизайнер не измеряет каждый элемент дизайна и не вычисляет пропорции. Разве что, только начинающий. Опытный дизайнер может сделать это достаточно точно на глаз. А вот заказчик может взять линейку, калькулятор и проверить насколько точно дизайнер соблюдает пропорции. К сожалению, найти грамотного дизайнера (особенно в провинции РФ) достаточно сложно. Дизайнер не понимает, чем он занимается. Какие, на фиг, пропорции? В каких, блин, элементах? В таком случае удобно занять позицию: я дизайнер – я так вижу. Вариант – высокое искусство (см. выше по тексту).

 

Открою страшную тайну – дизайн прикладной вид деятельности. Профессия дизайнера ближе к инженеру, чем к живописцу. И если дизайнер стремиться быть свободным художником – пусть занимается художественным творчеством. Хотя и в художественном творчестве действую те же критерии оценки. Попробуйте проанализировать Монну Лизу по критерию соблюдения пропорций. И вы поймете почему к этой маленькой картине выстраиваются очереди зрителей. Дизайн – это ясное техническое задание, методика работы и определённые критерии оценки результата проектирования.

 

Вот этого «творческие художественные дизайнеры» и боятся. Поскольку реально работать дизайнерами (да и художниками) они не умеют, чем сложнее оценить результат, тем лучше. Можно надувать щеки, производить впечатление и быть очень крутым. А если кто с линеечкой и калькулятором начнем измерять то, что ты натворил, так это он зануда и редиска. Не понимает творческой натуры (см. выше).

 

Задача менеджера правильно расставить приоритеты, определить критерии оценки работы и проверять результаты по этим критериям. Но поскольку у нас и с грамотными менеджерами засада… Псевдо менеджеры управляют псевдо дизайнерами. И получаем в качестве результатов дизайна все то, что нас окружает дома, на улицах и в телевизоре.

Вернемся к критериям оценки. Соблюдение пропорциональной шкалы – важнейшая составляющая качественного дизайна. Если менеджер ленится измерять и вычислять, можно попросить самого дизайнера представить пропорциональную шкалу в предложенном изображении.

Пропорциональные вещи не только воспринимаются как красивые. Пропорции тесно связаны с функционалом дизайна. Непропорциональное плохо работает. Поэтому «некрасивые самолеты не летают». спасибо Алексею Туполеву и Говарду Хьюзу.

 

Второй измеряемый и проверяемый критерий оценки результатов работы дизайнера – соответствие изображений (предметов) одной из систем пропорциональных рядов. Проверить этот критерий несколько сложнее, чем иерархию. Нужен еще и калькулятор (или умение делить и умножать столбиком). Но, думаю, для любого менеджера с высшим образованием это вполне посильная задача.

  • Третий принцип дизайна – композиция. Что такое композиция представляют все, но не знает никто. Давайте разбираться. Если в раньше мы говорили об отдельных элементах дизайна, сейчас речь пойдет о целостности. Композиция связывает все элементы дизайна в единое целое. Музыкальная композиция – сочетание звуков (продолжительность, высота, тональность) и пауз. Литературная композиция – структура произведения. Композиция кино – длинна кадров, сменяемость, скорость действия. Все это характерно и для композиции в дизайне.


Композиция дизайна определяет структуру, содержательность и паузы (наличие полных и пустых пространств, расстояние между ними), скорость композиционного шага (чередования содержательных и пустых пространств), направленность и продолжительность (направление движения и пересечение движения пространственных элементов). много всего получилось. Как же все это проконтролировать? Как убедиться в том, что в дизайне заложены какие-то композиционные принципы?

На практике все не так сложно. Для того, чтобы выстроить композицию грамотный дизайнер, как правило, использует композиционную сетку. В конечном варианте дизайна ее не видно. Это технический помощник. В готовом результате дизайна это слой работы скрыт. Но, вы можете попросить дизайнера ее показать. Или, если дизайнера нет под рукой, возьмите линейку и приложите к границе любого изображения. Эта невидимая линия не должно приводить в никуда. В природе все взаимосвязано. Если линия есть (хоть и невидимая) мы точно знаем, зачем она и куда приведет. Иначе, зачем эта улица, которая не ведет к храму. Как говорил мне в конце 80-х Тенгиз Абуладзе.

 

Композиция определяет весь строй дизайна. Композиция заставляет дизайнера, а позже, соответственно, и его зрителя, думать. Размышлять над тем, как это построено. Композиция определяет восприятие образа. Частый композиционный шаг – скорость, динамика, демократизм, доступность Редкий – аристократизм, избранность, спокойствие. Больше пауз – свобода, внимание к содержательным элементам. Каждое осмысленное композиционное действие приводит к определённым результатам.

Почему «Криминальное чтиво» Тарантино – шедевр кинематографа? Не потому, что режиссер скандальный. Тарантино в этом фильме впервые применил принципиально иную композиционную сетку. И даже далекий от кинематографа зритель не может ни видеть этого.

 

Композиция – это внутренний каркас, на который дизайнер надевает свою работу. Какой это каркас решает сам дизайнер. Для менеджера важно, чтобы этот каркас был. Важно, чтобы дизайнер мог строить композиционные принципы. Обсуждение этих принципов – не дело менеджера.

Третий измеряемый и проверяемый принцип дизайна – наличие композиции. В узком смысле под изображением должна лежать композиционная сетка. Проверить это очень легко. Продолжите любую линию. Если она не уходит в никуда, а связана с другими линиями и изображениями – сетка есть.

Оценка дизайна не ограничивается этими тремя принципами. Есть еще колористика, работа со шрифтами, концептуализм, семантика и семиотика. Но менеджеру для работы с дизайнером трех измерений вполне достаточно. Боле того, применяя даже эти принципы профессиональной оценки, вы сильно удивите 90% дизайнеров в РФ.
Профессиональный дизайн обладает волшебной силой. Если все сделано правильно дизайн обязательно продает, обязательно приносит деньги. Делайте хороший дизайн и получите хорошие деньги. Как Стив Джоюбс )).

 

Автор: Valeriy Zatsepin